Выставка художника, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса

11:46 in Инфо by Коллектив

Антон Николаев

В ГМИИ проходит выставка последнего авангардиста начала XX века Моисея Фейгина. В 2008 году Моисея Фейгина внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого на тот момент работающего художника планеты. Тогда ему было 103 года. Последние годы Моисей Фейгин практически ослеп, тем не менее — продолжал писать.

«Не писать он не мог. Многие из этих картин, — рассказывает дочь художника Анна, — Фейгин писал по ночам».

Он пережил и своих учеников, и своих учителей, среди которых были Кончаловский, Машков и Осмеркин – члены легендарной авангардистской группы «Бубновый валет». Когда его спрашивали, как он относится к творчеству великих художников прошлого, Фейгин только отмахивался: «Они все мальчишки: и Рубенс, и Леонардо, и Рембрандт».

«Как художник Моисей Фейгин состоялся именно в последние десятилетия своей жизни, когда получил возможность писать то, что хотел он сам. До этого он долгие годы, как и многие в то время, был вынужден зарабатывать на жизнь официальными заказами – портретами членов Политбюро. Однажды ему заказали четырехэтажную голову Сталина для высотки на Котельнической набережной. Чтобы оценить свою работу, художнику приходилось по несколько раз в день подниматься на высоту 29-го этажа ещё недостроенного здания», — рассказывает внук художника Леонид Фейгин.

«В 1959 году в Москве прошла Американская национальная выставка. Экспозиция современного искусства США словно раскрепостила художника. С тех пор его картины напоминают какой-то бесконечный карнавал, где все герои – трагические», — отмечает дочь художника Анна Фейгин.

«На выставке в Пушкинском музее будет показана лишь небольшая часть творческого наследия Моисея Фейгина. И дело не в том, что в музее не хватило места. Просто большинство холстов было уничтожено самим художником ещё при жизни, — поясняет куратор выставки Анна Чудицкая. — Из-за бедности, которую, впрочем, сам Моисей Фейгин возвел в принцип, он не покупал новые холсты, а замазывал старые: сверху писал новые картины. Наподобие того, как это делали иконописцы. Так что, глядя на любое из этих полотен, зрители могут лишь гадать, что скрывается под многочисленными слоями красок Моисея Фейгина».

источник