При храме открылась выставка

13:09 in Инфо by Коллектив

В зале при храме святой мученицы Татианы открылась выставка современного
искусства «Двоесловие/Диалог».
В экспозиции – работы, привычные для посетителей авангардных галерей, а не храмов. Эта выставка должна изменить представления о современном искусстве
как эпатаже, зачастую кощунственном. В диалоге Церкви и актуального искусства выставка – пусть не первое, но значимое слово.

Место встречи Церкви и мира


Выставка «Двоесловие/Диалог».

Прот. Максим Козлов на фоне работы из цикла «Евангельский проект» Д.
Врубеля и В. Тимофеевой

Выставка проходит в притворе домового храма МГУ им. М. В. Ломоносова. Настоятель храма протоиерей Максим Козлов назвал актовый зал, который существует при храме, «местом встречи и территорией для
диалога». Это еще не храм, не место для богослужения, но уже территория, за которую Церковь несет ответственность. При этом обращение художников именно в храм мученицы Татианы его настоятель объясняет в том числе и близостью к Университету: «Я думаю, что по самому факту нахождения в стенах Московского университета мы призваны к тому, чтобы диалог между Церковью и обществом, между представителями духовного и светского образования, между интеллигенцией воцерковленной и интеллигенцией
светской, но уважающей православные традиции, в этих стенах шел», – сказал отец Максим.


«Двоесловие/Диалог»

Проректор МГУ Владимир Белокуров увидел в экспозиции
«желание объединить наше общество, которое расколото, в котором часто царит дух неприятия и вражды. С моей точки зрения этот опыт очень хорош
– получается не всегда то, что ждали, но он очень важен. Это попытка сделать людей единомышленниками, что не означает, что всех подстригут под одну гребенку или поголовно обратят в веру. Но это попытка сделать людей добрее
друг к другу и научить слышать собеседника».

Искусство без агрессии

В выставке участвуют разноплановые работы.
«Евангельский проект»
Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой
это фотографии наших современников, социально заостренные сюжеты из новостных лент, подписями для которых стали цитаты из Евангелия. Художник и
один из кураторов выставки Андрей Филиппов объясняет это так:
«В Евангелии героями сюжетов были люди времен жизни Христа, современники
Его слушателей. Врубель и Тимофеева принесли евангельские сюжеты в
современное общество, и оказалось, что это шокирует, как шокировали слова Христа людей Его времени. Евангелие вечно, оно проникает насквозь. У нас обычно историческое понимание Евангелия: оно там, а мы здесь. А оказывается – все здесь: и десять заповедей, и Нагорная проповедь, и этого никто не отменял».

Константин Звездочетов.
«Вы знаете, как это назвать»

В инсталляции Константина Звездочетова узорчато расписанный макет православного храма стоит на горке яблок. «Художник оставляет свободу зрителю, называет работу «Вы знаете, как это назвать». Кто-то назовет ее «Яблочный спас», у кого-то может быть другая ассоциация. В этой разнице пониманий и есть искусство», – комментирует Андрей Филиппов. Протоиерей Максим Козлов предположил, что эта работа особенно понравится детям, «так что яблоки придется регулярно
досыпать». А иконописец Отто Новиков увидел в инсталляции отсыл к библейскому рассказу о грехопадении, ведь яблоко – это угощение дьявола, а храм стоит на множестве яблок потому, что соблазн и отпадение всех людей делает необходимой для них Церковь – ковчег спасения. Отто
Новиков, впрочем, не склонен положительно оценивать выставку: с его
точки зрения, разнообразие возможных интерпретаций еще не свидетельствует о глубине произведения искусства.


Художник Гор Чахал и протоиерей
Максим Козлов. Диалог

Работа Андрея Филиппова парит над остальной экспозицией: его «Русское барокко» – это множество летящих по спирали орлов. Спираль, по словам автора, возникает в месте энергетического напряжения.

Визуализацию перехода евреев через Чермное море, выполненную группой
«Синий суп», зрители чаще всего называли медитативной.

Наконец, в инсталляции Гора Чахала «Имя Бога» перечислены все именования Божества, встречающиеся в Библии, чтобы попытаться выразить невыразимое – «мета-имя» Бога.


Гор Чахал. «Имя Бога»

Эти и другие представленные на выставке работы – не вполне привычные для
посетителей Третьяковской галереи произведения. Однако, как отметил председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), «самое важно, что здесь нет агрессивного элемента, к которому мы привыкли, когда говорим о современном искусстве. Это уже необычайно радует и вселяет надежду, что эти экспонаты найдут своих зрителей и своих почитателей».

Диалог – это самоограничение, чтобы услышать
другого

Выставку не случайно назвали «Диалог» (по-славянски – «Двоесловие»). По словам протоиерея Максима Козлова, диалог в первую очередь подразумевает самоограничение двух собеседников, желание
слушать другого. «Не только художники стараются услышать Церковь, но и церковные люди стараются увидеть в их творчестве доброе и светлое, – говорит протоиерей Максим. – Насколько я понимаю, для художников
нахождение выставки под сводами Церкви – это внутреннее согласие на
цензуру, как самоцензуру, так и цензуру внешнюю по отношению к тому, что здесь может быть представлено.
Это для людей искусства – шаг навстречу.
Для церковного сообщества важно не оттолкнуть того, кто хочет разговаривать».

Открытие выставки «Двоесловие/Диалог»

Конечно, реакция на открывшуюся выставку не может быть полностью предсказуемой. Несомненно, будут люди, которым проект покажется слишком дерзким. Но настоятель храма святой Татианы не предвидит «эксцессов и противлений». По его словам, «церковным людям тоже нужно вырабатывать навык диалога, чтобы с одной стороны твердо стоять в своей вере, избегая индифферентизма и релятивизма в религиозных вопросах, но, с другой стороны,
не обращать эту твердость в фанатизм и в неспособность слышать другого человека».
Положительный прецедент конструктивного общения видится протоиерею Максиму особенно важным в нынешней ситуации, когда мы видим столько напряжений и противостояний, в том числе между Церковью и музейным
сообществом. «Это просто опыт того, что мы можем нормально общаться, хотя при этом необязательно друг другу нравиться. Мы не всегда друг другу
нравились, пока готовили эту выставку, но тем не менее можно приходить к
какому-то результату», – сказал настоятель университетского храма.

Преодоление контекста и биографии

Для множества людей первая ассоциация, возникающая при вопросе об отношениях Церкви и современного искусства, это не круглые столы на подобную тему, которые уже проводились с участием прот. Владислава
Свешникова, прот. Бориса Михайлова, других представителей Церкви и
художественного сообщества, а скандальные выставки вроде проекта
«Осторожно, религия!»

По словам протоиерея Максима Козлова, замысел организаторов сегодняшней
выставки – диакона Федора Котрелева, Гора Чахала и Андрея Филиппова, состоял именно в том, чтобы «попытаться преодолеть эту очевидно
наметившуюся конфронтацию между современным церковным сознанием и многими представителями современного искусства».

Юлия Маковейчук, фотограф Александра Сопова

«Татьянин день»

источник