Предисловие

15:33 in 2008 год. by Издатель

Предисловие

Как и в прошлые годы, выставка, посвященная юбилейной дате разгрома немецко–фашистских войск под Сталинградом, объединила творческие усилия художников нескольких регионов России, стала значительным событием в культурной жизни города–героя.

Празднование 65–летия Победы в Сталинградской битве подтвердило неиссякаемый интерес к изучению и осмыслению событий героических дней 1942–1943 годов. Оно вызвало к жизни интересные, лишенные налета официоза и обязательности, научные исследования, творческие проекты, кинофильмы и литературные работы.

Традиционно значительным стал вклад мастеров изобразительного искусства в увековечение памяти о великой битве на Волге. Знаменателен факт обращения молодых художников к военной теме (на прошлой выставке подобных работ было гораздо меньше). Попытка показать трагедию уничтожения и радость победы через образ простого человека – солдата и мирного жителя – многих начинающих авторов оказалась успешной (А. Денисов, г. Волжский; М. Коваль, г. Волгоград; Ю. Костригина, г. Волгоград; О. Макарова, г. Волгоград; О. Петрова,
г. Астрахань).

Живописные и графические композиции вызвали положительные отклики зрителей, заставили вновь говорить об исторической памяти поколений.

Организаторы выставки «Победа» не располагали такими большими выставочными площадями, как в 2002–2003 годах, поэтому было принято решение основное внимание сосредоточить на произведениях, отобранных выставочным комитетом, сократив традиционно обширный ретроспективный экспозиционный раздел. Однако живописные, графические и скульптурные композиции, посвященные Великой Отечественной войне и Сталинградской битве, из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств, Волгоградского музейно–выставочного центра, из частных коллекций обогатили выставку, во многом определили ее идейно–художественную направленность (Д.Д. Жилинский «В память о погибших», г. Москва; П.Ф. Шардаков «На самом краю Волги», г. Волгоград; фронтовые рисунки А.И. Бородина, г. Волгоград; литографии Г.П. Лозового, г. Саратов; линогравюры Г.И. Печенникова, г. Волгоград; А.М. Николаева, г. Волгоград; пастели С.Т. Подчайнова, г. Волгоград).

Особенным вниманием пользовались этюды и рисунки заслуженного художника России Надежды Елисеевны Черниковой (г. Волгоград), выполненные в Сталинграде 1944–1952 годов. С течением времени ценность этих художественно–исторических документов необычайно возросла. В них просто и спокойно рассказано о страшных разрушениях в центральных районах города, в Ельшанке, о буднях оставшихся в живых сталинградцев, об их стремлении во что бы то ни стало восстановить город.

Рядом с графикой военных и послевоенных лет можно было увидеть графические листы художников, чьи представления о войне были почерпнуты из книг, кинофильмов, документов, фронтовых рисунков. Нужно сказать, что линия на символическое обобщение, на усиление эмоционального звучания оказалась особенно плодотворной. При этом гравюры и рисунки художников старшего поколения и произведения их более молодых коллег прекрасно дополняли друг друга (В.Н. Аверин, г. Астрахань; М.Ф. Джикаев, г. Владикавказ; С.С. Корецкая, г. Таганрог; А.В. Филимонова, г. Волжский; Т.А. Полончук, г. Волжский).

Произведения станковой и монументально–декоративной живописи разных жанров составили экспозиционное ядро выставки в Доме художника и в выставочных залах ВМИИ на ул. Чуйкова, 37. Портреты ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской битвы, картины на военную тему открывали экспозицию. Суровый стиль этого раздела эмоционально настраивал зрителя к восприятию всей выставки в целом. Объединенные тематически, портреты значительно отличались типологически и стилистически. Монументальные строгие портреты, выполненные Г.А. Хановым (г. Волгоград), «обстановочные» портреты Г.Р. Гарбузова (г. Ростов–на–Дону), В.П. Патрина (г. Волгоград), Л.П. Гоманюка (г. Волжский), В.Н. Ситникова (г. Саратов), сдержанно–проникновенные образы Ю.П. Карпенко (г. Волгоград), выразительные портреты–характеристики М.Я. Пышты (г. Волгоград), И.В. Реброва (г. Ростов–на–Дону), Р.Л. Лавриненко (г. Саратов), М.П. Магомедова (г. Махачкала), лирические композиции А.Н. Магомедова (г. Махачкала), З.Р. Рабаданова (г. Махачкала), М.С. Усанова (г. Саратов), Ю.В. Астапенко (г. Ростов–на–Дону), декоративно–яркие портретные этюды И.Н. Тур (г. Волгоград) обусловили достаточно широкий внутрижанровый диапазон традиционного для «военных» выставок раздела. Менее обширно были представлены картины, посвященные Великой Отечественной войне и Сталинградской битве. Однако небольшая коллекция представленных работ также отличалась разнообразием композиционных и колористических решений, индивидуальностью авторского подхода к воплощению темы. Помимо уже упомянутых молодых авторов, выполнивших свои композиции специально к выставке, наибольший интерес вызвали картины И.В. Бегма–Игониной (г. Ростов–на–Дону), Б.П. Бельмасова (г. Ростов–на–Дону), В.А. Горского (г. Волгоград), В.М. Дидык (г. Волгоград), Г.Ф. Зотова (г. Волгоград), В.Э. Коваля (г. Волгоград), Ли Моисея Сен Чина (г. Волгоград), А.А. Михайлова (г. Волгоград), Б.Е. Медведкина (г. Саратов), В.Н. Мызгина (г. Волгоград), Н.С. Симкина (г. Волжский), В.П. Черникова (г. Астрахань).

Организаторы выставки не ставили задачу формирования экспозиции «на заданную тему». Учитывая уникальную возможность обмена опытом, знакомства с развитием искусства регионов, которые возможны при проведении масштабных выставок, было решено на суд зрителей представить широкий спектр произведений, различных по тематике и жанрам.

Картина «Встреча. Мой отец и сын» народного художника России, действительного члена РАХ А.В. Учаева (г. Саратов) – произведение, камерное по названию, но масштабное по теме. Картина посвящена преемственности поколений, настоящему и будущему России. Написанная в 1980–х годах, она не несет в себе чувства тревоги, которыми были отмечены некоторые произведения известного художника последних лет. На волгоградской выставке экспонируется произведение, пронизанное светлым настроением и оптимизмом.

«Новый день» С.А. Приказчикова (г. Астрахань), «Серко» В.Ю. Махова (г. Волжский), «Архангельский светлячок» А.И. Кузменко (г. Ростов–на–Дону», «Казачий урядник О.А. Рябов» А.И. Федорова (г. Ростов–на–Дону)–картины, несхожие по жанрам, сюжетам и исполнению, привлекали внимание зрителей яркостью характеристик, оригинальностью композиционных решений, тонкостью нюансировки настроений.

Пейзажная живопись и графика занимали особое место в экспозиции. Самый востребованный в последние годы жанр обогатился пленэрными поездками художников, стремлением через природные образы выразить свое мироощущение, свое отношение к людям, к традициям, свое понимание красоты.

В большей степени художники обращаются к созданию сельских пейзажей. Утраченный в суетливой городской круговерти мир гармонии восполняется в деревенской тиши, на берегах Волги и Дона, в горных заповедных местах, в степных просторах. Панорамные и камерные, этюдного и «картинного» характера, детально прорисованные или обобщенные, – все они основаны на натурных впечатлениях, на любовании первозданной красотой природы Волги и Юга России (Т.Б. Антипова, г. Волгоград; В.В. Котов, г. Камышин; А.Т. Крицкий, г. Саратов; Е.А. Логовской, г. Волгоград; Т.М. Потокина–Курилкина, г. Волгоград; Я.В. Жирков, г. Волгоград; А.М. Шапошников, г. Астрахань; Ю.К. Сорокин, г. Волжский, и др.).

Другую линию жанра представляли пейзажи с изображением храмов и монастырей, многие из которых были восстановлены в последние десять–пятнадцать лет (А.Я. Клишин, г. Волгоград; В.И. Алайцев, г. Астрахань; И.А. Парахин, г. Астрахань, и др.).

Современные «ведутисты» используют архитектурные мотивы для создания определенного настроения, зачастую отмеченного печатью меланхолии или лирического чувства. Это особенно характерно для пейзажей с изображением старых улочек, зданий дореволюционной застройки ( В.В. Величкевич, г. Ростов–на–Дону; С.А. Алтухов, г. Саратов; Н.К. Дубовов, г. Саратов; Е.В. Лапко, г. Ростов–на–Дону).

Разнообразны по настроению, размерам и композиции городские пейзажи художников–астраханцев (С.Н. Беляков, С.Г. Дьяков, В.Ф. Глазков, Ю.В. Глазков, А.М. Коньков, Г.П. Перов, С.А. Приказчиков, В.Н. Юшин и др.).

Саратовские живописцы, как и пять лет назад, привезли в Волгоград большую коллекцию пейзажной живописи, значительную часть которой составляют пейзажи, близко связанные с местной «борисово–мусатовской» традицией. Насыщая пространство светом, иногда дематериализуя формы, художники преображают действительность, создают поэтическую метафору видимому миру (В.В. Бадаква, Н.В. Леонтьева, Л.А. Маханькова, Г.А. Маскаев, В.А. Мошников и др.). В картинах П.А. Маскаева причудливо соединяются мир реальной природы и ангельский мир «небесных песнопений». Святые–покровители и защитники Земли русской – основная тема живописи художника.

К сожалению, популярный некогда жанр индустриального пейзажа на нынешних выставках практически не встречается. Удачным исключением в экспозиции выставки «Победа» стали работы И.А. Парахина (г. Астрахань) и О.В. Бегма (г. Ростов–на–Дону).

Значительно обогатили экспозицию тематические натюрморты (Ю.А. Лебедев, г. Астрахань; И.Л. Шин, г. Саратов; Г.В. Еретина, г. Волгоград и др.). В них ярко проявилась индивидуальность художников, стремящихся к созданию «тайного» мира «одушевленно–неодушевленных» предметов.

В некоторых пейзажных композициях и натюрмортах, экспонировавшихся на выставке, тема войны была обозначена запоминающимися образами–символами (М.И. Келехсаев, г. Владикавказ; Ю.Б. Колышев, г. Волгоград; А.А. Магомедов, г. Махачкала; А.Н. Магомедов, г. Махачкала; Р.Л. Лукьянов, г. Ростов–на–Дону; Г.А. Кудрина, г. Ростов–на–Дону и др.).

Разделы, посвященные монументально–декоративной живописи, прикладному и театральному искусству, в силу тематической привязанности выставки нельзя назвать объемными по количеству представленных произведений. Однако эти «островки» экспозиционного пространства были популярны у посетителей выставки.

Эскизы церковных росписей и фрагмент мозаичной композиции, выполненной в материале (А.Г. Бровко, г. Волгоград), витражные композиции (Е.М. Пышта, К.Ю. Плющенко, г. Волгоград; Т.В. Махова, г. Волжский), театральные эскизы Л.Н. Тереховой (г. Волгоград), эмали Е.Е. Обуховой–Коссович (г. Волгоград), керамика П.И. Чаплыгина, В.П. Чаплыгиной, О.Г. Самойловой, В.И. Косточко (г. Волгоград),
авторские куклы Е.В. Гельперн, М.М. Мелиховой (г. Волгоград), ювелирное искусство мастеров Дагестана (К.М. Магомедов, М.К. Магомедов) и многие другие работы «декоративных» разделов внесли праздничную ноту в общий торжественный строй экспозиции. Одновременно «высветились» проблемы – на выставке почти отсутствовали работы в области ручного ткачества, меньше стало пространственных керамических композиций (что обусловлено объективными причинами производственного, но не творческого характера).

Небольшая разножанровая скульптурная коллекция была размещена в двух выставочных помещениях. Это – произведения двадцати художников г. Волгограда, г. Саратова, г. Ростова–на–Дону. Открывала экспозицию скульптура А.В. Голованова «Знамя Победы» из фондов ВМИИ. Ей были созвучны работы заслуженного художника России А.Е. Криволапова (1931–1996), переведенные в материал специально для выставки. Портретное искусство было представлено произведениями П.Л. Малкова, В.Г. Фетисова, Ю.В. Тютюкина, П.Г. Солодкова (г. Волгоград). Интересные композиции малых форм представили С.А. Щербаков (г. Волгоград), С.И. Исааков (г. Ростов–на–Дону), В.А. Серяков (г. Волгоград), Н.С. Карпов (г. Волжский), А.В. Пахота (г. Волгоград) и ряд других скульпторов. К сожалению, из–за трудностей транспортировки многие областные отделения Союза художников России не смогли привезти скульптуру, поэтому составить полное представление об особенностях развития этого вида искусства в регионах Нижнего Поволжья и Юга России достаточно сложно.

У организаторов выставки были опасения, что проблемы финансового порядка затруднят вывоз коллекций представителям областных отделений СХР. Однако выставка состоялась. Ее участники, преодолев все препятствия, привезли в Волгоград свои произведения, подтвердив свою приверженность идее единства и творческого сотрудничества. Выставка стала доказательством того, что подвиг защитников Сталинграда не подлежит забвению, служит примером самоотверженности и патриотизма.

Лидия Ишкова,

искусствовед.