Ностальгия по настоящему

20:40 in Мнение by Коллектив

Ностальгия по настоящемуСергей Лыков

Данный текст в какой-то степени является моей реакцией на ''виртуальность" и оторванность от ПРИРОДЫ (в самом широком смысле этого слова) нашей современной культуры. Лично я устал от бесконечных рефлексий на деструктивные артефакты современного искусства. Антихудожественность и без-ОБРАЗНОСТЬ европейской культуры уже давно стали нормой и, на мой взгляд, завели в тупик. Вместо глубинного смыслового диалога культур идет поверхностный обмен и жонглирование вырванными из контекстуально-смыслового поля артефактами.

Лично у меня нет революционных амбиций совершать переворот в современной культуре. Мне просто скучно играть по правилам постмодернистской парадигмы и вкладывать свои творческие силы в патогенную систему верований. Почему патогенную? Отсутствие образа и отрицание смысла, замена ОБРАЗОВ симулякрами, как следствие, привели живопись, литературу, музыку к полной оторванности от реальности.

Не секрет, что сегодня технологии «Фабрики Звезд» коснулись всей нашей культуры. Многие художники уже не пишут картины сами — их изготавливают исполнители.

А зачем писать самому? Ведь главное сегодня не качество, не содержание, не индивидуальность, — главное — это БРЕНД, ИМИДЖ, ”РАСКРУЧЕННОСТЬ” автора.

Особенно чудовищные формы постмодернистская установка приняла в нашей “правополушарной” культуре; культуре, для которой содержание и образность всегда были важнее ментальной эквилибристики. У нас ведь не играются — у нас живут идеями.

Только ленивый сегодня не занимается современным искусством — ведь это так просто; берешь, к примеру, портрет А.С. Пушкина и вставляешь на месте лица морду обезьяны и вот уже афиши с этим “произведением искусства” расклеены по всему городу.

Результат, как говорится, на лицо — культура превратилась в “приколы''. Если это юмор, то я хочу сказать: ЭТО НЕ СМЕШНО!

Когда уровень уличной шпаны, “шариковых” становится эталоном — это страшно и поверьте, это не менее страшно, чем демографическое вымирание. Мы воспитаны ДУМАТЬ ЧУВСТВАМИ, а какие чувства, позвольте спросить, у Вас вызывает обезьяна? Наверное, правы те, кто утверждает, что каждый художник рисует себя, но мне грустно видеть такой лик современной культуры. И постоянно приходит на ум гениальная сказка о голом короле, где все подданные, боясь прослыть невеждами, восхищаются голой задницей короля — вполне в духе времени.

Отсутствие смысла рождает только цинизм, а циничный человек перестает слышать тихий голос совести, отсюда и потеря нами духовно-нравственных ценностей, без которых подлинная культура не мыслима.

В отличие от большинства художников, представляющих сегодня нашу культуру на разных “биенале”, для меня ОБРАЗ в искусстве не только не утерял свое значение, но и является главной составляющей произведения. Помните известное образное выражение — «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

На мой взгляд, ОБРАЗ рождает ПЕРЕЖИВАНИЕ, то есть, затрагивает не только умозрительные рефлексии, но и дает возможность испытать чувства, эмоции, состояния, и, как следствие, привести к КАТАРСИСУ, то есть, КАЧЕСТВЕННОМУ изменению восприятия.

Мой скромный опыт показал мне, что даже малопонятные, но ИСКРЕННИЕ образы воспринимаются и со-переживаются другими людьми и, наверное, в этом состоит смысл творчества.

источник